Экономика демократического социализма

Понятное дело, что строительство демократического социализма – это длинный эволюционный процесс. Но вполне возможно поговорить о моделях экономики, к которым стоит стремиться. Предлагаю, как вариант «пищи для ума социал-демократа», познакомиться с моим наброском экономики состоявшегося демократического социализма.

Предлагаются следующие реформы. Законодательно отменить право найма на работу в негосударственных секторах, и все предприятия (кроме унитарных государственных) станут кооперативами, малой частной практикой или акционерными совладениями работников. Создать государственное агентство, помогающее запуску и начальному этапу развития негосударственных предприятий, эффективной кооперации совладельцев-работников. Чтобы частная собственность на средства производства не перерастала границ между малым и средним предприятием, или не создавала эффектов монополизации рынка, установить прогрессивное налогообложение частного капитала (т.е. денег (средств производства) делающих деньги).

Государственным сектором экономики управлять в плановом режиме, с целевой ориентацией на социальную полезность и на эффективность всей системы, а не прибыль отдельных госпредприятий. Для этого использовать автоматизированные системы управления (АСУ) предприятий, объединенные в сеть с компьютерами регионального и федерального Центров планирования, на которых установить эконометрическую модель реального времени.

Можно, также, использовать модель индикативного (некомандного) планирования для всей конкурентной экономики, включающей и госсектор, и сумму негосударственных предприятий. Для этого использовать модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», другие мат.модели экономического прогнозирования и инструментарий финансового и правового регулирования рынка. Осуществить программу внедрения безбумажных технологий управления в экономике, развития гибких автоматизированных производств, с минимальным участием человека.

Наладить системы быстрой межотраслевой кооперации малых предприятий в цепочки «от идеи — к покупателю», развитие сети наукоградов, как центров развития новых промышленно-технологических укладов экономики. Сделать управление госсектором экономики демократическим, в режиме реального времени, использовав для этого специальную выделенную социальную сеть в интернете, демократически модерируемую на уровне МСУ, регионов и федерации, с открытой идентификацией ее участников-граждан страны.

Центры планирования должны иметь раздельную связь с сетью АСУ и социальной сетью управления. Подчинить финансовую систему целям товарного производства, и под это изменить соответствующим образом законы о Центральном банке, о банках и банковской деятельности и др. законы, регулирующие работу банков и финансовой системы страны. Ограничить размеры финансового оборота, непосредственно не связанного с производством товаров и производительных услуг потребителю, с помощью налоговой системы.

Поддерживать низкую ставку процента по кредитам, в рамках отслеживаемой системы расчетов в кредитных линиях, нацеленных на развитие предприятий, выпускающих инновационное оборудование и средств производства.

Стоит дополнить финансовую систему отсутствующим сейчас звеном, в виде кредитных кооперативных союзов, т.е. некоммерческих организаций, основной целью которых является не получение возможно большей прибыли на капитал, а оказание кредитно-финансовых услуг своим членам-кооперативам в развитии их хозяйственной деятельности.Члены кредитного союза создают его путем объединения своих паевых взносов и являются его собственниками, а не только его клиентами. Поэтому, кредит выдается только кооперативам – членам союза. Чтобы частные доходы не формировали теневой рынок и не создавали излишний фиктивный финансовый капитал, необходимо ограничить наличный оборот в пользу электронного безналичного.

Установить максимальную сумму разовой наличной оплаты без декларирования. Опасения относительно отмены найма, как «источника безработицы» напрасны. Если меняется сама система трудовых отношений, и нет наемных работников, то предприятию необходимо включать в состав собственников новых работников, а иначе придется приобретать услуги других предприятий или частной практики, что явно будет дороже. Работнику тоже придется думать о том, будет ли его пай заемным или собственным.

Я не предполагаю, что отмена найма произойдет в один момент. Должен пройти достаточный переходный период частичного участия работников в собственности предприятий и работы прогрессивного налогового пресса снижающего дифференциацию владения собственностью. Борьба с безработицей может осуществляться через планирование конкурентной экономики, государственную поддержку создания новых предприятий, деятельность финансовых институтов, работа которых должна быть законодательно привязана к обслуживанию производства реальных товаров и услуг.

Общественная собственность (в том числе и государственная), чем выше ее административный уровень – тем больше, становится «анонимной», утрачивает связь с титульным собственником – группой людей, обществом, т.е. становится «ничьей» собственностью. Это приводит к потере эффективности управления, искажению рациональной обработки потоков информации необходимой для принятия адекватных решений. Неизбежно появляются претенденты на «ничью» собственность: бюрократы, коррупционеры, воры.

Есть три средства «лечения» общественной собственности от этой «врожденной» болезни. Первое – максимально приблизить её к собственнику, т.е. децентрализовать до уровня местного самоуправления и предприятия. Второе – попытаться заставить контролировать друг друга наемных управляющих (разделение властей, конкуренция партий). Третье – максимально приблизить собственника к общественной собственности (демократия участия через гражданское общество, сетевой общественный контроль, техническая возможность «сжатия расстояний и необходимого времени» в общественном управлении через средства массовой коммуникации).

К сожалению, все три способа «лечения» имеют побочные явления. В первом случае – потеря целостности защищающей системы государства и потеря экономии от масштаба системы. Во втором случае – тенденция управляющих либо к сговору, либо к борьбе на уничтожение. В третьем случае – сложность процессов принятия решения и потеря эффективности контроля. Но без общественной формы собственности современное устройство саморегуляции общества обходиться уже не может. Поэтому стоит применить все три способа контроля. И в составе первого предполагается децентрализация на уровень коллективного предприятия, кооператива или товарищества работников-собственников.

Главная задача государства не получение прибыли, а общественная польза. Поэтому нет смысла собирать в государственную собственность все подряд. Достаточность объема госсобственности должна определяться демократической моделью управления, в том числе и сетевой ее составляющей. Безусловно, контроль государства за добычей и первичной переработкой сырья должен быть. Здесь возможно соучастие работников в собственности предприятий.

О радикальности решения отмены права частного найма. Не вызывает ведь сегодня сомнение запрет рабовладения, или прикрепления крестьян к земле? Или запрет отказать в приеме на работу по признаку цвета кожи? Вполне можно допустить, что каким-то рабам очень даже хорошо жилось у хозяев. Так что, и найм работников — тема, которая обречена в будущем быть закрытой. Вопрос только в том, в каком будущем, и как закрытой? Это не предложения с сегодня на завтра, а гипотетическая модель. Пути к ней могут быть разные. Собственно говоря, я не писал «как можно туда прийти». Это отдельный вопрос, который требует еще одного длинного текста. То, что я выше изложил, даже, если честно, не является кратким описанием модели некоторой стадии развития «демократического социализма». Это, именно набросок, с наиболее характерными чертами, как я это вижу.

Естественно, что главной причиной предложения законодательной отмены частного найма, является стремление вывести человека из разрушающей личность зависимости права собственности на чужой труд. Распространение своего собственнического инстинкта на другого человека подрывает и адекватное самосознание личности собственника. Он должен либо принять установку, что человек находящийся в его собственности «не совсем человек», или, идентифицировав себя с ним как человека, допустить возможность передачи себя в собственность другому человеку. Поэтому, я склонен предполагать, что одним из этапов освобождения личности человека будет являться отмена права частного найма. Наиболее эффективно это может происходить через продвижение в экономической практике совмещение статуса работника и статуса собственника, т.е. через различные формы совладения предприятием его работниками.

Дмитрий Михайлов, член Консультационного совета РСДСМ, Председатель КРК Санкт-Петербургского отделения РСДСМ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Метки: ,